Ни для кого не секрет, что WhatsApp и Telegram в России входят в фазу турбулентности! Замедление трафика, точечные ограничения функционала, регуляторное давление, усиление курса на цифровой суверенитет и продвижение национальных альтернатив — всё это формирует новую коммуникационную реальность.
Навигация
Марат Самитов: Друзья, всем добрый день. Сегодня у меня необычный выпуск — подкаст. В гости я пригласил Радика Юсупова — основателя и идейного вдохновителя сервиса по интеграции Bitrix24 и amoCRM с WhatsApp, «Максом» и Telegram. Сегодня мы поговорим о том, что происходит с мессенджерами в России, как на это реагируют предприниматели и какие есть проблемы. Собственно, первый вопрос: что сейчас происходит с мессенджерами?
Радик Юсупов: Марат, привет. С мессенджерами происходит изменение рынка. Если говорить простым языком, происходит полная неразбериха. Блокируют WhatsApp, что-то делают с Telegram, продвигают «Макс», и все бегают с вопросом: «Что происходит?». Я вижу эту историю с двух сторон: как человек, работающий с предпринимателями, и как физлицо, у которого жена жалуется, что WhatsApp не работает. Мы с командой ищем пути, чтобы бизнесы могли продолжать работать и не терять клиентов.
С декабря у нас наблюдается отток из WhatsApp в другие мессенджеры. Но, по нашей статистике, доставляемость сообщений в WhatsApp упала всего на 5–6%, а открываемость — на 4%. При этом открываемость сообщений в Telegram выросла на 10%. То есть, по сути, все, что отправляется, доставляется и открывается.
Почему государство блокирует мессенджеры
Радик Юсупов: Я считаю, что люди наверху неглупые и знают, что делают. Самая большая задача, которую решает государство, — это цифровой суверенитет. В 2022 году и бизнес, и государство обнаружили, что нас можно отключить от всего одним щелчком. Государство планомерно уже 15–20 лет переводит критическую инфраструктуру на отечественный софт, чтобы ни от кого не зависеть.
Проблема в том, что в стране не было общепринятого национального мессенджера. Поэтому у руководства возникла задача дать людям альтернативу на случай, если какой-то зарубежный сервис решит уйти. Такую возможность цифрового суверенитета имеют только США, Китай и теперь Россия.
Второе — это данные. Данные наших граждан утекают за рубеж, и никто не понимает, что с ними делать. Этим пользуются мошенники. Еще в 2019 или 2020 году вышел закон «о приземлении», который эти мессенджеры не исполняют. Как только появилась альтернатива в виде «Макса», начали «закручивать гайки», потому что зарубежные компании игнорируют требования нашего правительства. Это то же самое, что делал Трамп с TikTok, требуя, чтобы данные граждан США хранились в стране. Почему-то для США это считается нормальным, а у нас вызывает вопросы.
Почему блокировки вызывают шок?
Радик Юсупов: К этому нельзя привыкнуть. Народ в шоке из-за силы привычки. Мы годами пользуемся мессенджерами, и это очень удобно — написать человеку в WhatsApp или Telegram практически в любой стране мира. Если завтра Telegram заблокируют, меня это тоже расстроит. Это просто сила привычки и удобства. Например, «Макс» не работает в Штатах, и наши знакомые не могут связаться с родственниками в России, потому что раньше они звонили через WhatsApp.
Какие альтернативы есть в России?
Радик Юсупов: Кроме «Макса», есть «VK Мессенджер» — это второй по популярности мессенджер в стране. Мне, например, в последнее время стали больше писать в VK. Третий бенефициар блокировок — «Яндекс.Мессенджер». Он работает с 2018 года, там есть звонки, папки, но он не получил широкого распространения и больше развивался как корпоративный. Но любой может его скачать и использовать. «Макс» же своей агрессивной рекламой, к сожалению, вызывает больше негатива.
Как блокировки влияют на бизнес?
Радик Юсупов: На бизнес это влияет жестко. Бизнес привык беспрепятственно писать клиентам в WhatsApp по номеру телефона. Теперь, когда WhatsApp блокируют, все побежали в Telegram. Но Telegram и WhatsApp — это разные вселенные. Люди начинают писать в Telegram так же, как писали в WhatsApp, и их номера блокируют, потому что они не «прогреты». В Telegram нельзя так просто отправлять ссылки, и блокируют там гораздо быстрее.
Что делать бизнесу? Пошаговый план
Радик Юсупов: Сразу нужно понять, что всем вашим контактам из старой базы в новых мессенджерах написать не получится. Для них это новые контакты, и за массовую рассылку вас сразу заблокируют. Есть несколько вариантов:
- Контактам, с которыми была переписка в WhatsApp: отправьте сообщение с предложением перейти в другие мессенджеры, дав ссылку на страницу на вашем сайте, где клиент сам выберет удобный канал.
- Контактам, которые не перешли: если есть их email, отправьте письмо. Но лучше всего отправить SMS. Да, это дорого (стоимость SMS для бизнеса выросла в 5 раз), но вернуть клиента, заплатив 3–5 рублей, выгоднее, чем привлекать нового за несколько тысяч.
- Использовать ретаргетинг: вы можете загрузить базу номеров, например, в «Яндекс.Директ» и запустить по ним рекламу, чтобы вернуть их на свой сайт или в новые мессенджеры.
Основная задача — получить контакт с клиентом в новом мессенджере. Весь трафик лучше вести в ботов (Telegram-бот, «Макс»-бот), а не на номерные аккаунты. Если люди будут жаловаться и блокировать, боту ничего не будет, а вот корпоративный номер могут заблокировать.
Как вы адаптируетесь к изменениям?
Радик Юсупов: Во-первых, мы сделали интеграцию с «Максом». Во-вторых, мы разрабатываем решение, которое позволит бизнесу писать клиентам первым безболезненно. Например, автоматический «прогрев» номеров в Telegram. Также мы делаем каскадные рассылки: если сообщение не дошло в WhatsApp, система автоматически отправит его в Telegram, а затем в «Макс». Наша основная задача — переделать продукт так, чтобы бизнес мог дописываться до клиентов.
Марат Самитов: У нас в консалтинге есть клиенты, которые думают, что проблемы с налоговой их не коснутся. У тебя есть такие, кто считает, что блокировки их обойдут стороной?
Радик Юсупов: Да, есть такие. Но надо понимать, что ситуация меняется. Например, в Иркутске WhatsApp почти не работает. Поэтому тем, кто еще надеется, я советую ставить интеграции с Telegram и «Максом», размещать ссылки, чтобы клиенты писали туда. Не забывайте, что по закону на сайте должны быть размещены и российские мессенджеры («VK», «Макс»). К тому же, есть закон об обработке персональных данных, которые нельзя пересылать в WhatsApp и Telegram.
Как «достучаться» до клиента, который игнорирует?
Радик Юсупов: Все зависит от вашей целевой аудитории. Главное — пробить эмоцию. Для кого-то сработает бухгалтерский мем, для кого-то — что-то более жесткое про бизнес. Но самая главная проблема — это первые пять слов в сообщении. У всех информационный перегруз от push-уведомлений. Если из первых слов непонятно, о чем речь, ваше сообщение просто смахнут, и оно затеряется. Первые пять слов должны отвечать на вопрос: «Зачем мне открывать это сообщение?». Не нужно начинать с «Здравствуйте, меня зовут...». Сразу давайте «крючок».
Марат Самитов: Спасибо, Радик, за полезную информацию. Друзья, если что-то не поняли, пересмотрите видео. Ссылки на каналы Радика я оставлю в описании. Там много информации по мессенджерам и полезные подкасты. Подписывайтесь и успехов в бизнесе.
Радик Юсупов: Спасибо. Если остались вопросы, задавайте их в моем Telegram-канале под любым постом. Я лично читаю все комментарии и отвечаю. Спасибо за приглашение, Марат. Пока.
Полезные материалы от Марата Самитова:
- YouTube-канал с видео-ликбезами.
- Telegram-канал Налоги, законы и бизнес.
- Сайт Samitov consulting.
«Бухгалтерия: Перезагрузка» — авторский видеоканал Марата Самитова о бухгалтерском учете и налогообложении. Обучающие видео, вебинары, советы и разборы ошибок.:

Важно Гаражную амнистию предлагают продлить
