Когда начинает течь срок давности по ст.199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов организацией)

Размер шрифта:

Казалось бы, ответ на вопрос, заявленный в теме поста, очень прост и интуитивно понятен любому, кто хоть раз сталкивался с этой тематикой, но, как это всегда бывает в правоприменительной практике, проблемы обязательно возникают там, где их быть не должно.

Навигация

Больше полезной информации по этой теме найдете в телеграм-канале «Дневник бизнес-консультанта»

Суть проблемы

Проблемы в практике привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ обусловлены тем, что некоторые особо ушлые налоговые органы (вернее, их руководители) готовы пойти на любую хитрость или просто напролом, чтобы наказать особо везучего налогоплательщика (его директора), которому иногда удается избежать самых негативных последствий. Налоговые органы, иногда, считают, что дата совершения налогового преступления должна исчисляться с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки в отношении налогоплательщика. Очевидно, что такой подход неправильный.

Чтобы ответить на вопрос, с какого момента начинает течь соответствующий срок давности за деяние, предусмотренное ст. 199 УК РФ, важно знать, что такое момент окончания преступления и как он связан со сроками уплаты налогов, предусмотренными НК РФ.

Момент окончания преступления по ст. 199 УК РФ — фактическая неуплата налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством (Постановление Пленума ВС РФ № 48 от 26.11.2019).

Как это работает для НДС и налога на прибыль

Так, при неуплате НДС, момент окончания преступления (ст. 199 УК РФ) — фактическая его неуплата в срок, установленный статьями 146 и 174 НК РФ, а налога на прибыль — исходя из сроков, установленных статьями 247 и 287 НК РФ и т.д. и т.п. для других налогов и сборов.

Таким образом, срок давности по ст. 199 УК РФ начинает течь не с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки, а с даты, когда налоги (сборы) фактически не были уплачены в срок, установленный налоговым законодательством.

А где, собственно говоря, проблема? А проблема там (см. 2-ой абз. поста), где после затянутой налоговой проверки налоговые органы пытаются устраивать круть-верть, дабы причинить налогоплательщику (в частности, директору или другому спецсубъекту ответственности) вред, чтобы ускорить процесс наполнения бюджета в обход действующего законодательства.

Примеры из практики: Дела № 77-3777/2023 и № 22-5083/24.

Экспертиза контрсанкций в 2025 году — колонка Антона Свирякина на НашГлавбух:

Свирякин Антон Юрист, налоговый консультант, эксперт по контрсанкциям

10 лет работает корпоративным юристом и внешним консультантом в крупных компаниях. Реализовал 130+ проектов и задач, сэкономил клиентам более 1,5 млрд ₽ налогов.