Дело было почти 4 года назад. К нам обратился бизнесмен, занимающийся покупкой и продажей угля. Ему не повезло связаться с «желтым» контрагентом. И, естественно, после очередной транзакции расчетные счета нашего клиента заблокировали, соответственно, вся работа парализована... В попытках доказать, что он не верблюд и транзакции абсолютно прозрачные, бизнесмен собрал и направил бумаги в банк. Правда, тот «плевать» хотел на эти документы. Тогда мы взялись за дело и раскатали этот банк по полной.
Навигация
Здравствуйте, коллеги. Меня зовут Фадеев Сергей. Я являюсь консультантом компании «Туров и Партнёры». Сегодня мы с вами поговорим об одной очень интересной теме, щепетильной для бизнеса и не очень приятной для большинства наших клиентов. Это, конечно же, блокировка счёта банками.
Дело в том, что сама история с блокировками счёта идёт глубоко в законодательство Российской Федерации. И с каждым, ну, я бы сказал, годом в последнее время всё более более ужесточается. То есть, начиная с 2021 года, когда был придуман и в 2022 году был введён банковский светофор и в дальнейшем эта концепция уже более, так скажем, серьёзно развивалась. До сегодняшнего дня большое количество индивидуальных предпринимателей и организаций попали под немилость коммерческих банков, в которых они обслуживаются.
История клиента: блокировка счёта
Так и произошло с одним из наших клиентов. Дело в том, что наш клиент занимается оптовой продажей различного топлива. В частности, мы говорим сейчас о больших объёмах угля. То есть там прямо вагонами эти объёмы угля закупались, они также и реализовывались. Там баснословные, так скажем, объёмы и денежных средств, и самой продукции.
И так получилось, что при одной из операций банк, в котором обслуживался наш клиент, почему-то подумал, что операции несут какой-то подозрительный характер. То есть они либо связаны с обналичиванием, либо они несут за собой риск финансирования, в том числе и терроризма. То есть у нас 115 федеральный закон, о котором мы сейчас говорим, как раз-таки об этом и идёт речь. И почему-то банки об этом и подумали.
Первые шаги по разблокировке
Ну и в случае данной блокировки к нам обратился клиент. Мы непосредственно провели интервью, общение, мы выяснили все детали операции и, естественно, запросили все документы. При детальном изучении всей этой документации выяснилось, что сделка-то по сути реально прозрачная. И мы приходим к тому, что банк, в свою очередь, воспользовался 115 федеральным законом, но немножечко не в правовом поле.
Естественно, мы начинали решать данный вопрос со стандартных отписок банку, где мы описали всю нашу деятельность. Мы рассказали про сделку, связанную с теми операциями, которые банк посчитал, что они являются подозрительными. И, конечно же, мы предоставили огромную кучу подтверждающих документов, которые подтверждают закупку этого угля другими контрагентами у своих поставщиков и то, как мы это реализовывали. То есть вплоть до того, что там просто было несколько поставок, и произошло так, что одну из этих поставок как раз-таки банк заблокировал. И мы прямо показывали, что это цепочка поставок, что это не какая-то одна операция. Таких операций множество. Банк, конечно же, получив данные документы, не поверил. Ну, точнее, не то чтобы не поверил, они просто прислали достаточно стандартную отписку, где сказали, что не видит целесообразности в разблокировке данной операции.
Публичный отзыв как инструмент давления
Совместно с клиентом мы сформировали письмо, в котором как раз-таки описали суть претензии, суть нашей проблемы. Мы описали кейс по взаимодействию с банком, ну, наш первичный кейс, и разместили этот отзыв на специальном сайте-агрегаторе, где клиенты коммерческих банков делятся своим опытом по взаимодействию и обслуживанию расчётных счётов. И дошло до того, что руководство банка обратило таки внимание на наш кейс и с нами даже связались.
После того, как с нами связался сотрудник банка, мы запланировали встречу, на которой присутствовал Владимир Викторович Туров, некоторые эксперты в области как раз-таки разблокирования счётов. И непосредственно мы провели совместное масштабное интервью, общение, в котором уже начали разбирать данный кейс. Но перед самой этой встречей сотрудник банка, конечно же, слился. Коллеги, слился у нас, слился, не буду называть фамилию, представитель банка Точка в последний момент. И за несколько минут до эфира представитель Модульбанка нам сказал, что он с удовольствием даст потом комментарий к нашему видео. Ну, немножко, немножко мы понимаем наших банкиров, мы понимаем и представителей банка Точка, и мы понимаем представителей Модульбанка.
Решение на высшем уровне
И о чудо. Через несколько дней с нами связался, ну, чуть ли не топ-менеджер данного банка и предложил уже на более таком высоком уровне рассмотреть вопрос конфиденциально и, соответственно, более индивидуально.
Что же это нам дало? Мы предоставили все наши первичные документы. Мы предоставили те доводы в бумажном виде, которые были отправлены. То есть, когда мы просто описали это всё в банк и представили в канцелярию, где нам не поверили. Но тут почему-то, когда топ-менеджеры начали рассматривать данную ситуацию под микроскопом, они, конечно же, поверили, они услышали все наши доводы, и они поняли, что бизнесмен-то на самом деле, ну, реально ведёт бизнес. То есть не занимается какой-то обналичкой, не пытается укрыть доходы, полученные преступным путём, и в целом, что это достаточно ровный предприниматель.
Ну а дальше всё по классике. Банку дали распоряжение о том, чтобы все операции проводились более детально с данным клиентом, потому что клиент ни в чём не виноват. Операции начали проводиться, счета разблокировались, и непосредственно у клиента всё стало хорошо. Некоторые трудности, конечно, были в дальнейшем за счёт той блокировки, в течение которой там наш клиент находился, в течение 3-4 месяцев, но это уже отдельный разговор.
Рекомендации для предпринимателей
Коллеги, что бы я хотел сказать, подытоживая под данным кейсом. Обращайте всегда внимание на то, какой характер операций несёт ваша деятельность. Потому что, если вы, допустим, занимаетесь видом деятельности по производству, продаже товаров, но назначение платежей у вас там не соответствует или те платежи, которые вы проводите, они несоразмерны вашим оборотам, не характерны для вашего вида деятельности. Или если вы перечисляете денежные средства вашим контрагентам, которые как раз-таки по банковскому светофору фигурируют как жёлтые или, не дай Бог, красные, то это пиши пропало.
Потому что Центральный банк обращает внимание и на то, каким образом вы получаете наличку, и на то, какие контрагенты у вас есть в цепочке, и даже на контрагентов контрагентов тоже обращает внимание, потому что заляпаться жёлтым или красным уровнем риска можно достаточно легко и просто.
Полезные ссылки от Туров и партнеры:
Видеообзоры о налогах и бизнесе в 2025 году — оптимизация налогов и защита активов:
Важно
МТС приведет тарифы к уровню апреля-мая 2024 года