Оплачивать или нет сверхурочные часы при увольнении сотрудника до истечения учетного периода?

Размер шрифта:

По этому моменту существует две позиции. Отмечу, что судебная практика больше в пользу сотрудников.

Сторонники одной позиции полагают, что сверхурочную работу можно определять только по окончании учетного периода.

Их аргумент: в соответствии с частью 1 статьи 99 ТК РФ сверхурочной считается работа, выполняемая «сверх нормального числа рабочих часов за учетный периода». Они делают вывод, что сверхурочные можно определять только по окончании учетного периода.

Сторонники второй позиции считают, что часы сверхурочных в отработанном периоде при увольнении нужно посчитать.

Аргумент этой позиции: статья 99 ТК РФ не запрещает определять сверхурочные часы в отработанном периоде до увольнения, а устанавливает порядок определения сверхурочных при отработанном учетном периоде (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 20.06.2019 № 33-9659/2019).

Положения части 1 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации не означают запрет на подсчет количества часов переработки в случае увольнения работника до окончания учетного периода. Указанная норма говорит лишь о том, что в классической ситуации (когда был отработан весь учетный период) переработка в одни месяцы компенсируется недоработкой в другие, и именно поэтому определить, работал ли работник сверхурочно, можно по окончании учетного периода.

Определяются сверхурочные следующим образом: берется норма рабочих часов для определенного периода (по производственному календарю), которая сравнивается с количеством фактически отработанных часов за этот же период. Если фактически отработанных часов больше нормы, то сверхурочная работа есть. Из фактически отработанных часов вычитается нормальное число рабочих часов и получают сверхурочные часы.

О трудовом праве и кадровом учете — колонка Татьяны Лисовой на НашГлавбух:

Лисова Татьяна Эксперт по трудовому праву, кадровый аудитор

Закончила Московский государственный открытый университет ( в настоящее время — Гуманитарно-экономический институт имени B. C. Черномырдина). Больше десяти лет курирует проекты кадрового аутсорсинга и кадрового аудита в одном из московских агентств.